Оценка персонала в организации
Что такое оценка персонала?
Оценка персонала – оценка существующего состояния знаний, умений, навыков персоналом компании с целью проектирования и разработки мероприятий по их оптимизации.
Цель оценки персонала на предприятии – проведение целенаправленных и согласованных изменений текущей системы управления персоналом, которые должны обеспечить повышение производительности труда, качества продукции, культуры производства (эксплуатации и обслуживания оборудования), корпоративной культуры и пр..
Цели оценки в «широком» использовании процедуры
- Прием на работу, конкурс на замещение вакантной должности
- Формирование кадрового резерва
- Ротация кадров
- Определение готовности персонала к изменениям при реорганизации
- Сокращение штата
- Определение потенциала развития
- Определение потребности в обучении
- Формирование системы мотивации при поощрении
Цели оценки в «узком» использовании процедуры :
- Оценка текущей деятельности сотрудников.
- Согласование целей на следующий период.
- Развитие персонала.
- Административные решения
- Помочь руководителям подразделений компании оценить кадровые ресурсы и эффективность их использования.
- Помочь сотрудникам понять требования к их должности и получить возможность узнать, в чем конкретно они этим требованиям соответствуют, а что необходимо развивать.
- Данные оценки призваны оказать содействие в принятии стратегически важных решений, совершенствовать организационную структуру и проводить корректировку должностных обязанностей.
- Оценка позволяет ответить на вопросы: «Чему учить?», «Как учить?», «Кого учить?», спланировать обучение для определенных сотрудников, выявить наиболее перспективных из них, в развитие которых будет рентабельно вкладывать средства компании.
- Проведение оценки должно помочь сделать отношения в коллективе компании более деловыми и прозрачными; исключить недопонимание между руководителями и подчиненными.
Внедрение системы аттестации и оценки профессионально-важных качеств, является важным механизмом системы управления персоналом, позволяющим контролировать состояние профессиональной подготовки, функциональных навыков работников предприятия. Реализация комплексного механизма аттестации и оценки работников предприятия, позволяют применить широкий спектр инструментов материального и административного стимулирования, профессиональной и личностно-социальной мотивации
Оценка персонала компании является основой для:
- Системы материального и нематериального стимулирования персонала
- Системы подбора и адаптации персонала
- Системы обучения персонала
- Системы развития персонала
- Формирования и работы с кадровым резервом
- Самомотивация и развития лидерских качеств персонала
- Системы улучшения производственных показателей
Опираясь на многолетний опыт проведения оценочных мероприятий экспертов компании A-Range Solutions, для внедрения комплексной системы оценки персонала мы предлагаем Вам провести ее четкую регламентацию, обеспечив соответствующие процедуры и документы, что позволит минимизировать личностные и субъективные факторы при оценке персонала. При этом имеет смысл сразу развивать два направления оценки: официальную аттестацию (в соответствии с требованиями законодательства один раз в три- пять лет) и квалификационную оценку для определения направлений развития персонала и его мобилизации, анализа результатов его деятельности, акцентирования внимания на недостатках и существующих проблемах (ежегодно). Кроме того, необходимо упорядочить и регламентировать процедуру оценки кандидатов на вакантные должности.
Когда появляется необходимость оценки персонала?
Еще до начала разработки и внедрения системы оценки персонала для четкого измерения качества и количества труда в процессе оценки целесообразно ответить на несколько вопросов:
- Как измерить показатели? Как построить шкалу оценки?
- Как собрать достоверную информацию, для того, чтобы построить оценку?
- Кто будет оценщиком? Достаточно ли компетентности оценщикам для проведения процедуры оценки?
- Что делать с нестабильностью процессов?
- Как быть с неизмеримостью ряда важнейших сторон?
- Как избежать «базарных отношений, «люблю – не люблю», привязки к оплате каждого шага?
- Как связать оценку с фондом заработной платы в условиях неопределенности будущих выплат начиная от «пилотного проекта» до внедрения во всей компании, избегая перерасхода ФОТ?
Чаще всего предприятие задумывается о разработке и внедрении системы оценки персонала, если:
- Есть стабильная текучесть персонала
- Отсутствует система оценки персонала в компании в принципе
- Необходимо принять управленческое решение в сфере HRM компании.
- Планируются инвестиции в развитие ключевых направлений деятельности предприятия
- Планируется (или уже произошла) смена управленческой команды компании
- Ожидается (или уже произошла) смена стратегических целей компании
- Необходимо формирование проектной команды для решения стратегической бизнес задачи
- Правовые основания перемещений сотрудников внутри компании весьма приоритетны
- Сокращение штатной численности, штатной структуры
- Вводите оптимизационные процессы на предприятии
- Готовится реструктуризация предприятия
- Формирование плана обучения персонала компании требует понимания уровня компетентности персонала
- Требуется формирование плана развития персонала и формирование кадрового резерва на предприятии
- Прослеживается тенденция падения показателей дисциплины труда
- Заметно снижение производительности труда
- Наблюдаются постоянные конфликтные ситуации
- Зафиксированы обращения сотрудников с жалобами в инспектирующие органы
- «Созрела» необходимость формирования или изменения системы стимулирования персонала на предприятии.
Какие методы оценки персонала есть?
- Анализ документов — изучение резюме, письменных рекомендаций, отзывов, документов об образовании и пр. Оценивается достоверность представленных данных (образование, квалификация, опыт работы, обязанности, функции, достижения).
- Анализ установленных стандартов и нормативов — существуют определенные требования к процессам внутри компании, такие как нормативы и требования к качеству продукции, технологические схемы производства. Персонал в компании придерживается установленных процедур, норм по выработке и производству. Под данные требования разрабатываются стандартные оценки.
- Психологическое тестирование — позволяет получить в количественной и описательной форме результаты оценки личностных черт. Количественные результаты позволяют сравнивать сотрудников по определенным качествам. Провести оценку с помощью личностных опросников может специально проинструктированный специалист, а обработать результаты и дать рекомендации — только специалист, знающий, как пользоваться конкретным опросником.
- Оценка рабочего поведения и оценочное собеседование
- Профессиональные тесты — разрабатываются под конкретную должность и тестируют ключевые для нее знания и навыки. Создать их может непосредственный руководитель для оценки сотрудников своего подразделения, а также внешние эксперты консалтинговых компаний, профильные специалисты.
- Метод «бизнес-эссе» — за определенное время оцениваемый должен описать существующую реально проблему, предложить алгоритм решения проблемы/задачи. Данный метод оценки позволяет выявить наличие комплексного подхода к решению задач, стратегическое виденье.
- Шкалы оценки — характеризуют желательные параметры навыков и компетенций и описание каждого деления этой шкалы. Шкалы выбираются под конкретную систему оценок.
- Ранжирование – сравнительный анализ персонала внутри подразделения и между подразделениями компании, построение «цепочки» рейтинга по заранее разработанным критериям.
- Оценка по компетенциям — набор индивидуальных характеристик, выраженных в поведенческих индикаторах и определяющих качество выполняемой работы на данной должности в данной организации
- 360 градусов — это получение данных о действиях сотрудника в реальных рабочих ситуациях и о проявленных им деловых качествах. Информацию при этом, получают от людей, которые общаются с этим человеком на разных уровнях: начальника, коллег, смежников, подчиненных, клиентов.
- Assessment-centre — Комплексный метод оценки компетенций, является множественным процессом оценки, отражающемся в 5 основных свойствах: группа участников выполняет разнообразные упражнения под наблюдением команды обученных наблюдателей, которые оценивают каждого участника по набору заранее определенных, непосредственно связанных с работой образцов поведения. Решения принимаются путем совместного обсуждения всех полученных данных
- Управление по целям (MBO от Management by Objectives) — начинается с совместного (сотрудник и его руководитель) определения ключевых целей сотрудника на определенный период (от 6 месяцев до 1 года). Таких целей должно быть немного и отражать наиболее важные задачи деятельности сотрудника на следующий период и быть: конкретными, измеримыми, достижимыми, значимыми, ориентированными во времени.
- KPI (Key Performance Indicators) – оценка по ключевым показателям эффективности — чтобы данный вид оценки работал не только на контроль результатов, но и на повышение эффективности деятельности сотрудников он должен, с одной стороны, учитывать стратегические цели компании, с другой — быть ясным и понятным для каждого сотрудника.
- Кадровый аудит — диагностика настоящего состояния человеческих ресурсов и эффективности функционирования системы управления персоналом на предмет соответствия стратегии, целям и задачам, стоящим перед Вашим предприятием, выявление зон риска и зон развития
- Аттестация — это процедура систематической формализованной оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности
- Тест – кейсы — это структурированное описание экономической, социальной или рабочей ситуации, предлагаемой для ее анализа и поиска возможных решений в целях обучения или оценки испытуемых по заданным параметрам. Определение актуального состояния профессиональных знаний, умений, навыков в предметной области и уровня выраженности профессиональной предметной компетентности и личностных свойств.
Как проходит оценка персонала?
Стандартный список работ, которые проводят эксперты консультанты компании A-Range Solutions:
- установочная встреча с заказчиком. Определение проблемной ситуации
- предварительная оценка условий проведения работ по оценке персонала: утверждение цели и задач, сроков, трудоемкость выполнения работ, а также бюджет и состав команды экспертов — консультантов. При определении стоимости работ сумма проекта сопоставляется с ожидаемым эффектом от внедрения мероприятий по совершенствованию системы подбора и адаптации персонала
- формирование и согласование плана работ, утверждение контактных лиц со стороны заказчика
- определение и утверждение методической части, в том числе выбор методов и инструментов оценки. Включает в себя работу по изданию внутренних распоряжений, приказов, регламентирующих данную работу в соответствии с ТК РФ, личное извещение оцениваемых сотрудников перед началом проведения оценки.
- получение от заказчика разрешения на сбор и обработку информации, проведение собеседований с персоналом предприятия. Сбор, систематизация информации. При необходимости, по предварительному согласованию с заказчиком, экспертами – консультантами компании A-Range Solutions разрабатываются анкеты, опросные листы.
- разработка и утверждение структуры оценки персонала. Для реализации данных работ важно, чтобы заказчик предоставил проверенную, отражающую проблему исследования, достоверную информацию, обеспечив сопоставимость данных.
- проведение собственно процедуры оценки
- разработка рекомендаций по результатам проведенной работы, формируется предварительный проект отчёта проведенных работ для обсуждения и согласования с заказчиком.
- формирование итогового отчёта. Описывается весь ход работ по проведению оценке персонала предприятия, полученные результаты, а также выводы и рекомендации.
- выбор экспертов, реализующих внедрение результатов оценки персонала на предприятии.
Что в результате?
В зависимости от целей, задач, проблематики, Вы приобретаете систематизированный структурированный взгляд на состояние человеческих ресурсов в Вашей компании:
- понимание текущего состояния знаний, умений, навыков персонала компании
- соответствие квалификационного уровня человеческих ресурсов стратегическим и тактическим задачам компании
- оценка профессионального вклада сотрудника(ов) в эффективность деятельности компании
- соответствие квалификационного уровня сотрудников уровню их вознаграждения
- соответствие должностных обязанностей сотрудника (ов) с зоной возложенной ответственности
- функциональный дисбаланс предприятия (в разрезе человеческих ресурсов)
- зоны развития и зоны риска человеческих ресурсов Вашей компании
- анализ управленческого состава предприятия (в разрезе HRM)
- анализ существующих процедур, регламентирующих систему оценки персонала
- описание возможных правовых рисков (возникновение трудовых споров, штрафных санкций со стороны инспектирующих органов) с ссылкой на нормативный правовой акт
- рекомендации по устранению нарушений
- приоритетность задач в последующей работе с системой оценки персонала
- план работ по внедрению результатов оценки персонала на предприятии.
Уважаемый Заказчик, Эксперты компании A-Range Solutions с удовольствием помогут Вам в разработке системы оценки персонала, дальнейшем её внедрении в Вашу компанию, оценке результатов и качества деятельности персонала Вашей компании, обучении руководящего состава компании нюансам оценочных мероприятий.
Если у Вас есть вопросы относительно разработки, внедрения системы оценки персонала или проведения оценки персонала Вашего предприятия, напишите или позвоните нам по телефону: +7 (499) 653-63-88
Эксперты компании A-Range Solutions обладают успешным многолетним опытом разработки, внедрения системы оценки персонала, а также собственно проведения оценки персонала в компаниях, работающих в различных отраслях экономики.